В ЧЕМ ПРИЧИНА РАЗРУШЕНИЯ СЕМЕЙ?
#семья@sadhuswami
Меня беспокоит не то, что женщины сильные стали, а меня больше беспокоит слабость мужчин. Потому что слабость мужчин связана с потерей или ослаблением функции сознания, то есть функции ответственности.
Для женщины ее смысл (то, что она называет смыслом) привносится из сферы отношений, из сферы семьи. Для мужчины смысл имеет философскую природу. Это смысл бытия, это смысл деятельности его: для чего я все это делаю. То есть это метафизический смысл. И если этот смысл утрачивается, то мужчина как бы перестает существовать как мужчина, он просто становится приложением к женщине. И вот именно эта ситуация и происходит сейчас.
То есть мужчины есть. Они работают в большей или меньшей степени. Некоторые уже не работают, потому что вдохновения нет. Смысла нет, поэтому вдохновения нет работать, — и он превращается в приложение к женщине и теряет энтузиазм что-то делать. Некоторые деградируют.
Поэтому, на мой взгляд, в нашей стране, в России, ситуация усугубляется именно тем, что мы ослабили корни, связи со своей собственной культурой, метафизической культурой.
Мы потеряли вот эту вещь, которая сейчас считается пережитком, но в действительности представляет из себя сущность нашей культуры, — это общинность. Именно общинность является основой семьи. Мы сейчас так понимаем семью, что есть мужчина, женщина и ребенок. Мы говорим, что это семья. На самом деле это не так.
В Ведах говорится, что семья — это понятие социальное. То есть семья означает, что мужчина является частью мужского сообщества, которое решает вполне конкретные проблемы рода, заботится о прогрессе, о процветании; а женщина является частью женского сообщества, где есть своя культура, традиции, хитрости какие-то, тайны, то есть какие-то моменты мистические, которые накапливаются в роду.
Вот это и есть культура. То есть культура — это жизнь общинная. В общинном существовании люди обретают счастье. Настоящее счастье. Потому что сейчас в семье возникают проблемы: у мужчины возникают проблемы с женщиной, у женщины — с мужчиной, — я не знаю, что с этим делать.
Я знаю, что психологи разбираются с этими вещами, но мне постоянно приходится это обсуждать, и я вижу, что это реально тупик. Потому что мужчина не знает, как выполнять свои обязанности в семье. Ему вправлять мозги должна не жена, а мужчины, которые знают вообще, что у него происходит между ушей. И, соответственно, женщине вправлять мозги должен не муж: она никогда наставления мужа всерьез не воспримет, потому что он мужчина, он не понимает некоторых вещей, которые в женщине происходят. Женщине помогают другие женщины, то есть именно там она получает культуру, интуитивные восприятия каких-то вещей, получает понимание, как что-то делать. Вот это называется семейной жизнью. Понимаете, да? Это очень важно!
Почему семья в мире разрушается? Вот тут была упомянута Европа. Но в Европе уже нет семьи. Там есть женщины так называемые, есть так называемые мужчины, но семьи-то нет. Почему? Потому что община разрушена полностью.
Я вот недавно цитировал выступление одного из советников нашего президента, который сказал такую замечательную вещь: «Единственным препятствием для западной модернизации в России, привнесения западной цивилизации в Россию, является русский народ». Почему? Потому что русский народ до сих пор мыслит общинными ценностями. Понимаете?
Вот это мы должны очень хорошо понимать. Если семья живет в состоянии изолированности, отчужденности от общины, то происходит замыкание на внешнем времени. Потому что община, род — это внутреннее время, это вечность. То есть вы понимаете, что вот это настоящая семья. Когда вы замыкаетесь друг на друга, то вы смотрите друг на друга, и ничего кроме претензий в конце концов не остается, понимаете? Потому что делать-то нечего, кроме как друг на друга смотреть.
У женщины — представляете? — эмоциональная энергия в девять раз выше, чем у мужчины. Она же своего мужчину съест просто в конце концов. Он же не сможет ей ответить. Ей надо общаться с подругами, с сестрами, с другими женщинами, то есть ей надо найти удовлетворение в этой ткани отношений. Для нее важна семья, род — женщина оттуда берет энергию, из рода. Мужчина приходит домой — она такая радостная, удовлетворенная: она уже наобщалась со всеми, у нее уже изобилие внутри, у нее эмоции светлые, — она дает комфорт мужчине.
А у нас какая ситуация? Женщина сидит между четырьмя стенами, как тигрица в клетке, ждет, когда он придет с работы. У нее за день накопились проблемы, умище просто бесится: скоро он придет... Сейчас еще сотовые телефоны появились, это немножко пар выпускает: если что, можно достать мужа по телефону. Но, в принципе, проблема-то в том, что нет рода, нет общины. Вот из-за этого все возникает.
Поэтому семьи будут разрушаться. Мы, конечно, сейчас будем делать припарки, ставить заплатки: говорить о внутреннем времени, о позиции ученика, об абсолютной ответственности… Это все правильно, это важно. Но на уровне чувств, на уровне организации жизни — понимаете? — это не поддерживается. И чем дальше, тем это будет меньше поддерживаться.
Поэтому если хотите жить полноценной жизнью, то старайтесь как-то находить возможности для того, чтобы поддерживать родовые связи, дружеские отношения, какие-то общинные эти вещи. Это очень важно. Очень важно ощущение семьи большой, духовного мира такого.
Е.С. Бхактиведанта Садху Свами,
из семинара «Человек и время», часть 3